Воскресенье, 24.11.2024, 12:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Родителям

Памятка для родителей."Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
4. В случаи конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.
6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Как научить ребенка самому вести дневник и собирать портфель (опыт одного из папа ученицы теперь уже 2 класса)

В первом классе моя дочь пользовалась дневником. Мы с Анютой начали с того, что вместе заполнили расписание на первую неделю. Причем использовали не слова (она ещё фактически не умела читать), а рисунки-символы уроков: открытая книга — «обучение грамоте», знаки «+» и «-» — математика и т. д. Рисовал сначала я, но при этом проговаривал для Анюты, что и зачем делаю. Примерно так: «Вот твой дневничок! Он поможет в новом важном деле — учёбе. Чтобы хорошо учиться, тебе надо знать, какой наступает день недели, какие в этот день у тебя будут уроки, какие книги и тетради нужно из дома принести в школу и многое другое. Дневник поможет все это не забыть».

Потом я показал, как с помощью расписания собрать портфель на ближайший учебный день: «Какой у нас завтра первый урок? Верно. — „Обучение грамоте"! На этом уроке тебе понадобиться вот эта книга — „Букварь". По ней ты будешь учиться правильно и быстро читать. Клади её в портфель!». И так далее.

Перед следующим учебным днем я уговорил Анюту (хотя и с большим трудом) САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием. Она согласилась делать это только постоянно спрашивая: «Я все правильно делаю?!». Учебники подбирала сама, а тетради докладывали мы с женой. При этом помогали вопросами: «Сначала нужно посмотреть что? … Правильно. — Какие завтра будут уроки! Какой учебник тебе нужен будет к первому уроку?» И так далее до конца недели.

В конце недели мы вместе заполнили расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели как образцом. Причем значки предметов Анюта рисовала уже сама, что ей ужасно нравилось, значительно больше, чем пытаться писать названия предметов своими «корявыми и некрасивыми» буквами.

День за днем мы уговаривали Анюту ВСЕ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО собирать портфель. Она довольно часто ошибалась, мы поправляли. Здесь главным было НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РУГАТЬ ЗА ОШИБКИ, А ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДОЕ УСПЕШНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Для нашей девочки противоположная ситуация обернулась бы плачем и полной потерей желания делать самостоятельно то, что ещё плохо получается. 
Однако через месяц-полтора Аня уже в основном обходилась без нашей помощи!

Как реагировать на просьбы помочь с домашним заданием

Я хорошо усвоил, что домашнее задание — это способ развития самостоятельности. Хотя как быть, если самостоятельно ребенок выполнять задание отказывается?! Первая мысль, приходящая в родительскую голову при прочтении задания: «Ну и по напридумывали эти авторы!» Но прочитав задание спокойно, приходишь к выводу, что вообще-то оно вполне простое и посильное, однако требует от моей дочки не повторить готовый ответ, а немного подумать, поразмышлять. 
Почему же тогда она отказывается его делать? Ответ оказался прост: БОИТСЯ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ НЕ ТАК! Тут уже никуда не денешься — надо помогать. Но как? Мой совет — НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ЗА РЕБЕНКА, А ПЫТАТЬСЯ ЧЕРЕЗ РАССУЖДЕНИЯ НАПРАВИТЬ ЕГО В НУЖНОЕ РУСЛО, УБЕДИТЬ, ЧТО ОНА (ОН) МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ САМА (САМ): «У тебя все получится!» Для нас было особенно важно не бояться случайных помарок, ошибок — это не страшно! ты все равно молодец!- и всячески подкреплять успешность.

Как реагировать на первые отметки — хорошие и плохие

В какой-то момент появляются первые отметки. Внимание детей и нас, родителей, должно переключиться с количественных отметок на качественные показатели: «что именно ты сегодня научился делать?», «что у тебя получается особенно хорошо?», «в чем у тебя ещё есть трудности?» и т. д. Однако процесс этот длительный — уж очень сильна застарелая традиция, что «отметки ставить надо», будто «без отметок дети будут плохо учиться». У нас в школе ситуация пока переходная. Ребят очень хорошо учат самостоятельно себя оценивать, но при этом довольно много отметок за письменные работы учителя ставят сами, естественно, не имея возможности объяснить свое решение.

Вот дочка заявляет: «Папа! Мне сегодня две пятерки поставили!!!»

Главный мой совет — не расплываться в довольной улыбке, переводя разговор на другую тему, а обязательно спросить и добиться ответа: «А за что тебе их поставили? Что тебе сегодня так хорошо удалось сделать?» Очень часто дочь сначала отвечает: «Не помню…» (отметка заслонила реальную работу!), однако с помощью дополнительных вопросов (на каком уроке? что ты делала? в тетради? у доски?) удается «выпытать» главное. В этот момент глаза загораются, и она начинает взахлеб рассказывать о деталях, которые «вредная отметка» спрятала от нее!

Но вот другая ситуация.

— Как написала словарный диктант? 
 — Тройка…

Как реагировать на плохую отметку? Мой главный совет — НЕ РУГАТЬ! Большинство людей от осознания того, что у них что-то не получается, теряют интерес к данному делу. Вспомните, как вы ведете себя в ситуации, когда не слушается ваших команд какая-то техника, когда никак не удается составить документ, который вам срочно поручил начальник и т. д. Первый наш порыв — бросить это неприятное занятие. Лишь усилия воли помогают нам преодолеть трудности. Но у наших детей воля ещё только формируется. Лучше этому процессу помогать, а не мешать. 
Мы делали так:

— Анюта, а почему у тебя «тройка» — ты поняла? Какие были ошибки? 
Аня начинает вспоминать. Уговариваю её посмотреть работу (на которую, естественно, ей смотреть не хочется). 
 — Тебе как больше нравится — когда у тебя хорошо получается или плохо? 
 — Когда хорошо… 
 — Хочешь, чтобы в следующий раз было хорошо, без ошибок? 
 — Ну, хочу… 
 — Тогда давай посмотрим, какие были ошибки! Ты же у меня молодец, умница! Ты со всем сможешь справиться! А я тебе помогу! Подскажу, как лучше запомнить, как потренироваться.

Эти разговоры далеко не всегда проходят просто. Иногда — со слезами. Однако результат мы с дочкой чувствуем!

Как научить ребёнка читать?

Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин.

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы родителями и педагогами начальной школы.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

5. Чтение "зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.

Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, стариквнучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в словесделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой.Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.



Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0